Большинство машин имеют в своей конструкции вращающиеся части – валы, оси, барабаны, колеса. Это вращающееся движение должно передаваться другим частям механизма – корпусу, раме, иным частям конструкции. При этом между соприкасающимися частями неизбежно появление трения замедляющего вращение деталей или препятствующего ему. Для уменьшения препятствий при передаче энергии был изобретен подшипник. С его помощью обеспечивается плавное движение между двумя деталями с минимальным трением. Это может быть движение в виде:
- скольжения
- качения.
В соответствии с видами движения произведена классификация этих устройств. В подшипниках скольжения опорная поверхность вращающейся детали скользит по их поверхности. Для снижения трения соприкасающиеся детали должны быть выполнены из разных металлов. Кроме того, в них имеется смазка, которая растекается и образует масляную пленку. Так образуется жидкостное трение. Кроме смазки трущихся деталей масло используется для их охлаждения. Поэтому подача его должна быть непрерывной. Для обеспечения качества работы этого вида подшипников необходим постоянный уход. Недостатком является и то, что для полноценной работы необходимо некоторое время, в течение которого образуется масляная пленка.
Более удобны в использовании подшипники качения. Они делятся на шариковые и роликовые. Соответственно шарики или ролики катятся по канавкам, трение минимально. Они начинают функционировать сразу. Недостаток их в том, что они не используются при больших нагрузках.
От чего зависит выбор
Выбор типа подшипников зависит от особенностей работы того или иного узла, для которого он нужен. В одной и той же машине могут использоваться разные виды этих деталей. Очень важно правильно выбрать тип подшипников. От соответствия условиям использования зависит его работоспособность и правильность распределения нагрузок на остальные части конструкции. А от этого зависит эффективность и долговечность эксплуатации машины. При выборе руководствуются величиной и направлением прилагаемой нагрузки, его скоростью вращения и требуемым временем работы. Исходя из видов нагрузки – радиальной, осевой или комбинированной определяют типоразмер подшипника. Также на выбор влияет динамическая грузоподъемность. Уделяется внимание и внешнему виду этого устройства. Кольца должны быть с ровной и гладкой поверхностью.