Завершение отопительного сезона и подведение его итогов свидетельствуют о следующем: В России наблюдается ухудшение ситуации с бесперебойным обеспечением теплом. По мнению многих экспертов, данная отрасль хозяйства находится в кризисе, а его обострение неминуемо приведет к краху существующей коммунальной системы, если не будет решен вопрос с долгосрочным планированием.
В российском Минстрое приводят статистику: с начала текущего, 2016 года, В РФ было зафиксировано 261 нарушение, результатом которых стали либо отключение потребителей от коммунальных услуг, либо снижение параметров по их обеспечению. Как сообщает newdaynews.ru, именно в сфере теплоснабжения наблюдался самый высокий уровень аварийности – 48 процентов от общего числа. В этой сфере было зафиксировано 125 нарушений (33 инцидента и 92 аварии). По регионам статистика выглядит так: Санкт-Петербург (18 технологических нарушений в теплоснабжении), Смоленская и Тверская области – по одиннадцать. В Ивановской и Московской областях было зафиксировано по пять таких нарушений.
Что же касается нарушений в сфере горячего водоснабжения, то тройка лидеров в этом антирейтинге выглядит следующим образом: Смоленская область, Санкт-Петербург и Тверская область. В этих регионах было зафиксировано по десять нарушений.
Эксперты говорят о том, что приведенная выше статистика является достаточно условной. Например, в Северной столице изношенность тепловых сетей находилась по оценкам специалистов на уровне около тридцати процентов, а уже в первом месяце текущего года в Петербурге случилось сразу несколько аварий на теплосетях. Так, в результате одной такой аварии, 673 здания на Васильевском острове попали в зону ограниченного теплоснабжения, причем 500 зданий оказались жилыми домами, а еще девять – лечебными учреждениями, среди которых родильный дом и детская больница.
По оценкам специалистов, в Смоленске уровень изношенности тепловых сетей составляет более 70 процентов. Интересно, что Удмуртия не попала в рейтинг Минстроя, хотя в 2012 году в этом регионе из-за многочисленных аварий вводился режим чрезвычайной ситуации. Тогда износ теплосетей в Удмуртии находился на уровне 60 процентов, а за три года он вырос до 70%. В Твери, по мнению экспертов, уровень износа теплосетей составляет 80 процентов, что является ни чем иным, как приближением к критической отметке, а в Чите и в Улан-Удэ уровень износа теплосетей – 70 процентов.
В Фонде энергетического развития был подготовлен доклад «О ситуации с теплоснабжением в Российской Федерации», в котором речь идет о том, что в случае сохранения нынешних тенденций и при отсутствии долгосрочного планирования, а также в связи с убыточностью сферы теплоснабжения, дальнейших сценариев развития событий может быть два.
Сценарий номер один: производящие тепловую энергию компании неизбежно столкнуться со старением оборудования, которое будет только прогрессировать. Происходить это будет на фоне нарастания рисков надежной работы такого оборудования. Для снижения рисков понадобится увеличение объемов затрат на ремонт ТЭЦ и тепловых сетей, при этом, возможности долгой по времени модернизации будут ограничены.
Практика показывает, что такой сценарий приводит к повышению аварийности теплоснабжения. В Минэнерго отмечают, что в 2015 году в России на магистральных тепловых сетях, которые эксплуатируются субъектами электроэнергетики (ТГК и АО-энерго), количество аварийных ситуаций в отопительном сезоне 2014-2015 годов увеличилось на 16 процентов по сравнению с отопительным периодом 2013-2014 гг. Во время отопительного сезона-2014/2015 аварийных ситуаций было зафиксировано 1122, а в 53-х случаях перерывы в теплоснабжении составляли более суток. Статистика свидетельствует о о том, что на магистральных тепловых сетях с превышенным нормативным сроком эксплуатации (более 25 лет) произошло около 70 процентов аварий, при увеличении количества таких сетей на 3,6%. Повторимся, об этом сказано в докладе российского Фонда энергетического развития.
Эксперты обращают внимание, что приведенные выше цифры – это наиболее крупные аварии в магистральных сетях, а объемы технологических нарушений, вследствие которых происходят локальные перерывы в теплоснабжении, могут быть большими, причем на порядок большими.
Сценарий номер два: с рынка уходят ТГК, принимающие решения о прекращении работы в ко-генерационном режиме, а ТЭЦ переводятся в режим котельной. Может произойти и досрочное закрытие станции, а тепловая нагрузка, в таком случае, будет перенесена на иные местные источники тепла, например, котельные.
Существующие сегодня оценки и экспертные мнения говорят о том, что порядка половины всех затрат в системах теплоснабжения, а также большая часть инвестиций на их модернизацию, приходятся именно на магистральные и распределительные тепловые сети. И, если крупные электростанции производят тепло совместно с электроэнергией, то сегменты тепловых сетей и котельных являются критическими, если оценивать их надежность в обеспечении теплоснабжения потребителей. Электростанции имеют еще и возможность зарабатывать на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а вот у тепловых сетей и котельных «похвастаться» этим вряд ли получится, поскольку они находятся в сфере тарифного регулирования местными органами власти. Ни для кого не является секретом, что зачастую такое тарифное регулирование является «годовым», а поэтому не отражает реальных затрат, как на поддержание эксплуатации, так и на капитальный ремонт и замену изношенных сетей.
В Фонде энергетического развития обращают внимание, что в результате появляется целая цепочка эффектов со знаком «минус», например, прогрессирующий рост среднего возраста основных фондов в теплоснабжении. Кроме того, уровень потерь тепла остается достаточно высоким – порядка 30 процентов в среднем по стране. Для примера, в Швеции уровень потери тепла – 8 процентов. Данная проблема приводит к тому, что в России наблюдается увеличение затрат на дополнительное производство тепла, которое способно компенсировать потери. А все это вместе взятое приводит к росту затрат в теплоснабжении и расхождениям с тарифными ограничениями, которые со временем только усиливаются.
Возвращаясь к статистике, следует обратить внимание вот на что: на конец 2013 года общая протяженность тепловых сетей в России составляла в двухтрубном исчислении 168 тысяч километров. 48 тысяч километров, что составляет 28 процентов, еще в 2013 году нуждались либо в ремонте, либо в реконструкции. А более 32 тысяч километров теплосетей имели 100-процентный физический износ.
Эксперты подсчитали, что исходя из сложившейся сегодня ситуации, чтобы в течение 15-20 лет достичь среднего возраста, который будет равняться возрасту теплосетей в других странах, за год необходимо обновлять сети на 3-4%. Но, сегодняшние реалии таковы, что существующие темпы обновления не превышают 1-1,5% в течение года от общей протяженности. И это, как подчеркивают эксперты, еще и весьма оптимистичная оценка. По мнению специалистов, сегодня в России можно говорить о замене «планового» ремонта теплосетей, ремонтом «аварийно-восстановительным», вследствие чего происходит старение основных фондов, а уровень безопасности при эксплуатации энергетических хозяйств в условиях зимы снижается. Как результат, в стране происходит больше аварий в тепловых сетях.
В Фонде энергетического развития уверены, что сегодня работа тепловой энергетики РФ происходит без системы долгосрочного планирования, а регулирование данной сферы в основном осуществляется муниципальными властями, которые в силу разных причин не всегда могут принимать стратегические решения. Получается так, что решаемые задачи по сдерживанию роста тарифов – краткосрочные. Как итог, тариф на тепло не является долгосрочным и его сложно предсказать для потребителя, а поэтому бизнес теплоснабжения убыточен.
В Фонде энергетического развития обращают внимание на еще одну проблему: в России отсутствует единый центр ответственности и никто не отвечает за качество и надежность услуг перед потребителем. Кроме того, ни у кого нет заинтересованности в эффективном распределении нагрузки внутри действующей системы централизованного теплоснабжения. Получается так, что сегодня потребитель оплачивает расходы каждой теплоснабжающей организации, сколько бы их не существовало в системе и как бы они не были востребованы.
Государство, отмечают эксперты Фонда, темпы роста тарифов ограничивает, но потребитель не может чувствовать себя защищенным в связи с отсутствием понятных ценовых индикаторов.
«Недовольны все: тарифы растут, но инвестиций нет», – резюмируют эксперты Фонда энергетического развития.