Велосипед прочно вошел в жизнь современного человека. И хотя многим доступен такой быстрый и комфортный вид транспорта, как автомобиль, двухколесный железный конь есть практически у каждого.
Это очень практичное и полезное для здоровья средство передвижения, при помощи которого, во-первых, можно быстро преодолевать небольшие расстояния, во-вторых – быть всегда в превосходных физических кондициях. К сожалению, как и любая техника, велосипед может сломаться, особенно неприятно, когда это случается в дороге. Поэтому каждому пользователю не лишним будет хотя бы поверхностно знать устройство байка, чтобы быть в состоянии самостоятельно устранить несложную поломку.
Устройство колес
Нет смысла рассказывать о том, что такое колесо, и зачем оно необходимо, об этом известно даже ребенку. Опишем кратко его устройство. Все байки имеют задний привод, соответственно переднее колесо является ведомым и отвечает за управление, а заднее – ведущим. Колесо состоит из таких элементов:
- втулки;
- обода;
- спиц;
- шины.
Втулка находится в самом центре всей конструкции и состоит из оси, шайб и подшипников. Ее основное назначение – создание и удержание крутящего момента. На втулки заднего колеса крепятся трансмиссионные звездочки, а в дорожных велосипедах внутри детали интегрирован тормозной механизм.
Обод представляет собой круглое металлическое кольцо, неподвижно соединенное с втулкой при помощи спиц. Устойчивость колеса к механическим повреждениям и динамическим нагрузкам определяется главным образом жесткостью этого элемента.
В состав шины входит камера и покрышка. Первый элемент – это полое резиновое кольцо, которое через ниппель накачивается воздухом, второй – полость из жесткой резины, предохраняющее камеру от проколов и обеспечивающее мягкую амортизацию.
Рама – главная несущая конструкция, служащая основой для крепления всех рабочих узлов. Она представляет собой ромбовидный остов, сваренный из следующих элементов, как:
- главные передние трубы;
- нижние перья;
- верхние перья;
- подседельная труба.
Передние трубы между собой «сшиты» в рулевой стакан, нижняя трубка и перья связаны с подседельным элементом кареточным стаканом. Сами перья соединены в дропауты заднего колеса. Рама может быть изготовлена из стали или алюминия. Второй вариант дороже, но практичнее, поскольку имеет небольшой вес.
Управление и амортизация
Основным управляющим элементом велосипеда является руль, который включает в себя вилку, рулевую колонну, вынос и рулевую деталь. Велосипедная вилка представляет собой соединительный узел главного управляющего устройства и переднего колеса. Руль вставляется в шток, колесо крепится к специальным ушкам – дропаутам.
Для свободного вращения вилки при выполнении поворота, внутри стакана предусмотрена рулевая колонка, состоящая из нижней и верхней чашек, фиксирующих колец и подшипников. Чашки либо запрессованы, либо накручены на внутреннюю резьбу. Кольца надеты на шток вилки, который в свою очередь зафиксирован в рулевой колонке.
Система трансмиссии
Этот узел представляет собой связанные между собой механизмы для передачи вращения от педалей к колесам велосипеда. В состав трансмиссии входят:
- каретка;
- шатуны и педали;
- ведущие и задние звезды;
- цепь;
- переключатели скоростей и монетки.
Каретка располагается в нижнем стакане рамы велосипеда и представляет собой соединительный механизм передних звезд и шатунной пары. Кареточный узел оснащен подшипниками и сквозной осью, благодаря которым осуществляется свободное (без проворачивания) вращение.
Детали, соединяющие педали с кареткой, называются шатунами. Педали – соответственно опоры для ног, служащие для передачи усилий на шатуны, передние звезды и каретку.
Задние звезды двухколесного велосипеда закреплены на втулке заднего колеса. От количества элементов зависит число передач, которое будет иметь байк. Звеном, соединяющим передние и задние звезды, является цепь, переброс которой осуществляется переключателями. Они управляются манетками, расположенными на руле велосипеда.
Как работают тормоза
Самая важная система безопасности – это тормоз. Современные тормозные механизмы, а также все необходимые узлы и детали для велосипеда можно приобрести в специализированном интернет-магазине. При поломке вашего байка здесь оперативно можно заказать любые комплектующие, выбрать которые помогут опытные консультанты.
Тормоза выполнены в виде зажимных устройств с колодками и воздействуют на обода, замедляя их вращение. Модели клещевого типа имеют одно крепление, приводятся в движение (смыкание-размыкание) рычагом скобы. Существуют дисковые и барабанно-втулочные тормоза велосипеда. Первый вид является более эффективным, поскольку площадь диска выше, чем барабана. Барабанные тормоза, как правило, применяются в односкоростных велосипедах.