В Петербурге 10 лет назад зеленое строительство только начинало становиться популярным. В проектах бизнес-центров и отелей девелоперы города постепенно применяли новые ресурсосберегающие технологии. О специфике Green development, wow-эффекте энергоэффективных решений и реальной экономии на коммунальных услугах при таком виде строительства рассказала Анастасия Пекутко, коммерческий директор многофункционального комплекса «АЭРОПОРТСИТИ Санкт-Петербург».
Как раньше реагировал арендатор на применение технологий зеленого строительства? Придавалось решающее значение или это оставалось второстепенным фактором?
7-8 лет назад, когда приезжали потенциальные арендаторы смотреть офисы, нам удавалось добиваться wow-эффекта. Помимо зеленой кровли, производили впечатление двойные фасады, между которыми размещены «умными жалюзи», реагирующие на солнечные лучи и автоматически опускающиеся для сокращения энергопотерь. Мы видели, что выигрываем у конкурентов именно за счет использования необычных технологий. В этом было наше преимущество – наличие «фишек» при сравнении со схожими объектами на рынке.
То есть тогда не было такого устойчивого понятия как Green development? Скорее существовали технологии, которые радовали глаз и предоставляли возможность экономить на расходах?
Конечно же первое – это зрительный эффект. Когда мы рассказывали про рекуперацию тепла, людям интереснее были визуальные вещи, это производило настоящий эффект. Но так было давно, когда мы скорее занимались посвящением в культуру Green development. Тогда практически каждому клиенту мы проводили экскурсии и объясняли, что дают подобные решения – показывали на цифрах экономию на коммунальных услугах и существенно сниженных расходах по сравнению с другими зданиями.
Расскажите, что вы строите сейчас и какую выбрали сертификацию?
Проведя анализ наших предыдущих строительств и предпочтений клиентов, мы поняли, что без сертификации дальше уже не можем обойтись. Сегодня клиенты приходят с требованием того, чтобы здание было сертифицировано по международной системе энергоэффективности. Те, кто интересуются половиной здания или целым зданием, спрашивают о наличии LEED сертификата. У крупных корпораций, берущий в аренду, например, 5 000 кв. м, часто во внутренних стандартах прописано, что для арендуемых помещений должны быть сертификаты. Сейчас в Санкт-Петербурге не все могут похвастаться такими документами, но поскольку мы все равно строим Green development, мы сами себе задали вопрос, почему бы нам не получить всемирно признанный сертификат Leadership in Energy and Environmental Design.
Сейчас мы строим три новых бизнес-центра площадью около 54 000 кв. м с общим названием «Авиор Тауэр». Авиор – это одна из ярчайших звезд ночного неба. Названия всех объектов комплекса «АЭРОПОРТСИТИ Санкт-Петербург» так или иначе связаны с небом, космосом и авиацией, поэтому для очередных зданий мы также выбрали тематические названия. Новые здания мы возводим в формате built-to-suit, то есть для будущих бизнес-центров уже имеются заинтересованные компании-арендаторы, среди которых присутствуют и те, кто ожидает получения нами сертификата LEED.
Почему вы выбрали именно LEED сертификацию, а не какую-то другую?
В первую очередь, сертификация по системе LEED подразумевает соответствие международным требованиям. Обсудив со сторонними консультантами, нашими акционерами, собственными техническими специалистами и взвесив все «за» и «против», мы поняли, что хотели бы остановиться на лучшем для премиального сегмента – том, что будет соответствовать зданиям класса «А».
В Санкт-Петербурге несколько бизнес-центров уже обладают сертификатом по системе LEED, например, у Лахта Центра имеется платиновый сертификат, а бизнес-центры «Энергия» и «Ренессанс Правда» получили золотой. Как вы относитесь к тому, что LEED еще не распространен в городе массово, и не смущает ли, что вы не станете первыми, кто будет сертифицирован?
То, что мы уже не первые в Петербурге, кто будет проходить сертификацию LEED, скорее плюс – процедура полностью отточена, в том числе в цифрах, действиях и строительстве, поэтому сейчас подходящее время заняться этим вопросом. Единственно что смущает – на петербургском рынке пока сертифицировано мало бизнес-центров – нам, например, для своих других зданий сделать это можно было еще 10 лет назад. По моему мнению сейчас все бизнес-центры нужно изначально подводить к тому, чтобы они строились с учетом требований подобной сертификации.
Рядом с вашим комплексом находятся другие бизнес-центры, один из которых получил сертификат LEED. Повлияет ли такое соседство альтернативных продуктов, отвечающих единым требованиям, на решение арендаторов?
Скорее всего нет. Напротив, то, что мы сейчас находимся рядом, помогает. Когда-то мы общими усилиями развивали одну территорию – деловой район Пулково, что было достаточно сложно 10 лет назад. Поэтому мы не конкурируем, а находимся в своей нише и плотно взаимодействуем , как и со всеми нашими соседями. Наличие конгломерата бизнес-центров способствует решению общих вопросов с транспортом и привлечением арендаторов, а также помогает общениюс городом на тему развития инфраструктуры.
Насколько увеличилась стоимость строительства в связи со сертификацией?
Увеличилась, но в нашем случае незначительно. Все наши здания мы строим с учетом технологий Green development, то есть изначально стандарты заложены, исключением могут быть небольшие корректировки, но они несущественные.
Можете сравнить стоимость строительства с другими бизнес-центрами?
Мы можем сравнить с тем, сто строили раньше сами. В новых очередях проекта мы убрали элементы, которые оказались не востребованными и не понадобились нашим арендаторам: поработали с фасадом, сократили стоимость каких-то других частей зданий, чтобы отказаться от тех составляющих дорогого строительства, которые себя не оправдали. Поэтому если сравнивать с нашим предыдущим опытом строительства, мы немного удешевили затраты на строительство, но, разумеется, не в ущерб качеству.
Поделитесь «фишками» строящегося объекта, связанные со сертификацией. Что будет влиять на ваши продажи?
Огромное количество велосипедных парковок: как на открытой, так и на закрытой территории. Изначально исходили не из сертификации LEED, а из действующих норм строительства, от этого никуда не деться. Другое дело, что если девелоперам дают задачу построить столько велопарковок, то значит город должен подготовить велодорожки для такого количества велосипедов.