В Краснодарском крае полыхает конфликт с одним из крупнейших в мире производителей аммиака и удобрений. В порту Тамани ПАО «Тольяттиазот» (ТоАЗ), продукция которого экспортируется в 120 стран мира, никак не может достроить собственный терминал перевалки, поскольку на пути настоящим «шлагбаумом» встали местные чиновники.
Еще в 90-х годах ТоАЗ задумал грандиозный проект: вложив 14 миллиардов рублей собственных средств компании, построить на Черном море терминал для перевалки своей продукции — аммиака и карбамида. Работы начались в 1999 году, но были приостановлены в 2005-м по не зависящим от предприятия причинам, и только спустя 10 лет возобновились. Ожидалось, что терминал будет запущен в эксплуатацию в 2020 году, а его ежегодный грузооборот составит 2 миллиона тонн аммиака и 3 миллиона тонн карбамида, что полностью покроет текущие и будущие потребности предприятия. Таким образом планировалось избавиться от зависимости от украинских портов, при этом снизив затраты и улучшив логистику.
Сейчас «Тольяттиазот» вынуждено перевалить продукцию через порт «Южный» в Одессе, что удлиняет транспортное плечо, к тому же, украинские власти регулярно создают проблемы, пренебрегая экономическими интересами, не позволяя увеличивать квоту для прокачки аммиака по аммиакопроводу и ставя транзит под вопрос. Действия украинской стороны отличаются непредсказуемостью, часто зависят от текущей внутриполитической ситуации.
Тамань позволила бы решить многие проблемы. Построенный там терминал не только сделает транспортировку более дешевой и позволит снизить себестоимость продукции, но и избавит производителя от подобных рисков. Более того, терминал был бы востребован и другими российскими компаниями, которым также приходится переваливать свои химические грузы в неспокойных гаванях.
Тем не менее и сам проект ТоАЗа «тихой гаванью» пока не назовешь. И виноваты в этом не столько происки конкурентов из соседней страны, а, как ни парадоксально, российские чиновники, причем регионального уровня. Вдруг участки, отведенные ранее под строительство железнодорожной инфраструктуры, каким-то образом оказались в руках частных лиц, которые не то хотят ее выгодно продать, не то просто напакостить предприятию, но справиться с ними никто не может. Обитатели высоких кабинетов Краснодара почему-то не поддерживают инвестора, который принесет в региональный бюджет колоссальные доходы, и управы на чиновников регионального пошиба не находится. Тем временем федеральный проект буксует.