Россия. 23 июля. Letnews.ru – Дело скандального предпринимателя Константина Пономарева и шведской корпорации ИКЕА тянется несколько лет. Президент информационно-исследовательского центра «Панорама» Владимир Прибыловский задается вопросом: удастся ли доказать, что Пономарев – изворотливый инвестиционный аферист?
Борьба с Пономаревым уже стоила ИКЕА, казалось бы астрономической суммы, — 25 миллиардов рублей. Но как только становятся известны некоторые предпосылки, все становится явным. Совсем недавно трудился аудитором самого Уильяма Браудера — создателя теневых оффшорных схем. В суде над своим сокурсником – Сергеем Магнитским, которого он пригласил для обслуживания «схем Браудера», Пономарев заявил, что иностранцы выполняли лишь роль вывески. Дескать, все схемы придуманы им самим.
Затем «империя» Браудера разваливается, а Константин Пономарев становится предпринимателем, владельцем временных дизель-генераторов. При этом использует накопившийся опыт и продолжает обременять клиентов запутанной правовой базой. Среди жертв его изощренных схем такие крупные компании, как ГлавстройСпб» Олега Дерипаски, британская логистическая «Торос», ну а больше всех «повезло» шведскому концерну ИКЕА.
Пономарев, который отточил в сотрудничестве с Браудером мастерство заключения договоров, сумел настолько сложно сформулировать документы для ИКЕА, что многие положения договора толковались по-разному. В этом ему очень помогла еще одна личность – судья Ирина Баранова, которая регулярно выносила самые спорные решения в арбитражном суде в пользу Константина Пономарева. Сейчас она скрывается где-то во Флориде, скрываясь от преследования за помощь другим мошенникам, желающим поживиться зданием на Гоголевском бульваре в Москве.
Таким образом тандем Баранова-Пономарев заставил ИКЕА выплатить ушлому предпринимателю 25 млрд рублей. Однако концерн тут же получил еще один иск – на миллиард долларов. И тут грянул скандал, а Баранова скрылась за границей. Другие судьи не пошли на поводу у мошенника. Пономарев попытался объяснить свое поражение. Не признавая собственного мошенничества, он вылил в СМИ поток грязи и лжи об ИКЕА, из последних сил цепляясь за подпись в странном допсоглашении.
Несомненно, псевдокомпромат Пономарева перевесили годами складывающаяся репутация ИКЕА на мировом рынке и очевидная выгода для экономики России сотрудничества со шведами. В итоге, замечает эксперт, сталось только доказать явное мошенничество махинатора.