Правительством России рассмотрены в понедельник поправки в законопроекты «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», после чего было принято решение направить их в Госдуму для обсуждения и утверждения.
В последние годы в России ежедневно обсуждается множество законопроектов, однако с этим законопроектом все не так было с самого начала.
Президент Владимир Путин в мае поручил правительству РФ создать документы, необходимые для запуска государственного компенсационного фонда долевого строительства. Ответственным ведомством было назначено министерство строительства и ЖКХ России и его глава Михаил Мень. Фонд должен собирать деньги с застройщиков, и в случае банкротства строительной компании возмещать дольщикам потери.
Эта новость стала первой и, до недавних пор, единственной достоверно известной информацией о создании компенсационного фонда. С мая по ноябрь, более полугода, в ведомстве напряженно работали над проектом документов, связанных с работой фонда. Работа велась в секретном режиме, допуская широкую общественность и экспертов к тексту. Интерес публики подогревали лишь нечастые и противоречивые данные, которые вбрасывались в интервью представителями Минстроя.
И вот, министерство в начале ноября представило проект поправок в закон, который должен создать и закрепить законодательную базу для запуска компенсационного фонда. Увидев его, ахнули эксперты, строители и общественные организации. Несмотря на множество положений про защиту дольщиков, если вчитаться, то выяснится, что законопроект совсем не об этом.
В механизме под названием «компенсационный фонд», который представлен широкой аудитории, юристы тут же обнаружили большое количество неувязок по тексту – что-то противоречит гражданскому кодексу, что-то – бюджетной политике, наконец, ряд статей противоречит друг другу. Однако главным оказалось то, что в документе описана простая, как все гениальное, процедура рейдерства, причем рейдером выступает целое министерство.
То есть, строительная компания берется построить дом с долевым участием. Собираются документы, но к дольщикам строителей не подпустят, пока они не перечислят в фонд 1% от общей стоимости долевых договоров. Причем решение о допуске принимает сам фонд. В случае же, если у строительной компании случаются какие-либо проблемы – подрядчик не завез стройматериалы, банк не дал кредит, и нужно искать других контрагентов, и они идут в арбитраж — а у любого крупного застройщика арбитражей может быть много, то фонд без колебаний начинает процедуру банкротства и вводит внешнее управление в этой компании. И снова это решение принимает сам фонд. После всех этих процедур фонд назначает новое руководство в компании и достраивает дом, а потом продает квартиры. Дольщики при этом получают либо денежные компенсации (вложенных средств) либо квартиры. На усмотрение фонда. Если они получают компенсации, то теряют и право на эту недвижимость, а значит, ее можно продать. И это является весьма выгодным.
То, что в России чиновники воруют, стало притчей во языцех. Но в этом случае поражает то, как прикрываясь поручением президента, протаскивают эти законопроекты, не гнушаясь ничем. И такое рвение вполне объяснимо: под знаменем защиты дольщиков появляется возможность беспрецедентного и бесконтрольного обогащения. И здесь никого не волнуют дольщики, когда на кону такие деньги и возможности.
После того, как министерства не согласовали документ Минстроя, его надо было «докрутить». Убрать противоречия, причесать текст. Однако этого сделано не было, текст поправок в полном объеме был вставлен в законопроект. Удачно, что этот текст хотя бы связан со строительной сферой, а так же то, что он находится во втором чтении. Для того чтобы внести в него изменения не нужно проходить круг согласований во всех ведомствах, а нужно было добиться лишь одной подписи – любого человека в статусе вице-премьера.
И эта подпись нашлась, уже с ней документ после рассмотрения в правительстве, которое прошло в понедельник, был направлен в Госдуму. При этом были нарушены два правила – поправки не могут менять смысл законопроекта, каждый документ, влияющий на экономику, должен проходить оценку регулирующего воздействия (ОРВ) в Минэкономе.
Понятно, что идея такой схемы не могла родиться в самом Минстрое, а принадлежит кому-то вышестоящему. Мастерски было выбрано время для махинации – начались общественные протесты против таких действий, и пока их будут обрабатывать, то успеют уже закон и рассмотреть, и принять. При этом протесты против закона и действий Минстроя привели к раздраю и в стане протестующих. В «Деловой России», изначально выступающей против поправок, поскольку они бьют по бизнесу, теперь сообщили, что они всегда были за проект. Перемены случились в понедельник, перед заседанием комиссии правительства, когда вероятно, произошли встречи на уровне руководства организации и инициаторов проекта.
Скорее всего, с 1 января фонд начнет работать, как и положено по этому закону. Остается непонятным – что делать застройщикам и дольщикам, в каком правовом поле им работать. Жалобы и требования от людей, чей бизнес хотят уничтожить и захватить, лишь к середине января дойдут до всех инстанций — Генпрокуратуры, Администрации президента и самого президента России. Однако от решений этих инстанций будет зависеть не просто «деловой климат в стране», а будущее России как правового государства.
Источник: mosmonitor.ru.