Нужен ли катализатор в автомобиле?

 

В процессе работы двигателя автомобиля происходит сгорание топлива в его цилиндрах, в результате чего образуются отработанные газы. В их состав входят как безвредные, так и очень ядовитые вещества, причем последние преобладают.

В виду того, что газы отводятся во внешнюю среду, возникает опасность ее сильного загрязнения отравляющими элементами. Чтобы минимизировать выброс в атмосферу вредных веществ при работе силового агрегата, был изобретен каталитический нейтрализатор или, другими словами, катализатор.

Устройство

Конструкция данного элемента выхлопной системы представляет собой корпус с утеплителем из термостойкой прокладки и блоком-носителем.

Корпус изготавливается из стали, он герметичен, и имеет два выхода, при помощи которых интегрируется в выхлопную систему.

Внутри устройства есть утеплитель, сохраняющий температуру для быстрого протекания химических реакций, столь нужную для нейтрализации вредных веществ. Также утеплитель не дает отработанным газам пройти мимо блок-носителя.

Необходимость высоких температур для полноценной работы каталитического нейтрализатора приводит к тому, что чаще всего в выхлопной системе он устанавливается сразу же после коллектора.

Сам блок-носитель занимает практически весь корпус. Его строение можно сравнить с сотами, в основе которых керамика, покрытая слоем нейтрализующих металлов. Это существенно увеличивает площадь контакта выхлопных газов с металлами и одновременно снижает массу дорогих металлов, используемых в данной конструкции.

Принцип работы

Какие же драгоценные металлы используются в катализаторах? Это три металла: палладий, родий и платиноиридиевый сплав.

Окись углерода, оксиды азота и углеводороды, входящие в состав отработанных газов и являющиеся самыми опасными, вступают в химическую реакцию с данными металлами и окисляются до азота и углекислого газа.

Нейтрализовать полностью все ядовитые газы в катализаторе, конечно же, невозможно, однако их концентрация в выхлопе в значительной мере снижается.

Существующие стандарты ЕВРО с каждым годом ужесточаются, также совершенствуется конструкция каталитического нейтрализатора.

В настоящее время во многих странах производить, реализовывать и использовать автомобили без катализатора запрещено. Если учесть количество автомобилей, что сейчас колесят по дорогам, то данная мера выглядит просто жизненно необходимой.

Система управления

Работа катализатора контролируется бортовым компьютером. Происходит это при помощи лямбда-зондов, которые установлены на входе в каталитический нейтрализатор и его выходе.

Таким образом, компьютер получает информацию о составе выхлопных газов, входящих в устройство, и выходящих из него после очищения. Если два этих показателя начинают выравниваться, то на табло приборов загорится индикатор Check Engine, что будет свидетельствовать о неэффективной работе катализатора.

Основные неисправности

Одной из причин неисправности каталитического нейтрализатора является полное выгорание металлов с поверхности керамических сот. Происходит это, как правило, после 100 тыс. км. пробега.

Однако, катализатор может выйти из строя значительно раньше. Причин тому много. В первую очередь – это некачественное топливо.

Не секрет, что октановое число бензина можно повысить при помощи тетраметилсвинца, добавление которого довольно часто практикуется на многих заправках, но данное вещество не сгорает в цилиндрах силового агрегата и, попадая в катализатор, оседает на сотах.

В итоге металлы прекращают окислять вредные вещества, находящиеся в выхлопных газах.

Также засорению сотов способствуют различные неисправности в системах зажигания и питания. Наличие в выхлопе сажи и других продуктов горения неизбежно приведут к быстрой поломке узла.

Возможность ремонта

Каталитический нейтрализатор не подлежит ремонту. Чтобы восстановить прежнюю работоспособность автомобиля, потребуется установка оригинального или универсального устройства. Первый вариант потребует внушительных вложений.

Ко всему прочему, последнее время автопроизводители стали практиковать выпуск коллектора и катализатора в едином комплекте, что увеличит расходы автовладельца еще в несколько раз.

Решить проблему можно при помощи универсального катализатора, главное, правильно подобрать его по параметрам.

При замене неисправный узел вырезается из системы, а на его место вваривается новый. Подобное решение проблемы позволит обойтись умеренными затратами.

По материалам http://autotopik.ru/obuchenie/930-kataliticheskiy-neytralizator.html

 
Рубрика: Авто
© 2014 letnews.ru — самые свежие новости. Цитирование материалов без активной гиперссылки — запрещено. Сетевое издание LETNEWS, Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 67881, Дата регистрации: 06.12.2016, учредитель - Горелкин Д.О., главный редактор - Горелкин Д.О., d_gorelkin@mail.ru, 8(977)8019600. Для детей старше 16 лет.