Российские авиаперевозчики не на шутку обеспокоены участившимися в последнее время случаями дебошей в самолетах во время полета. Разумеется, подобные действия пассажиров представляют угрозу безопасности их попутчиков и экипажа. При этом отечественное законодательство к подобным дебоширам относится достаточно мягко по сравнению с нормами законов, принятых в других странах.
Например, 15 июня крепко выпивший москвич устроил дебош на борту лайнера Москва–Тунис. Разнузданное поведение и оскорбление членов экипажа привело к тому, что его сняли с рейса. А чуть ранее, 10 июня, самолет авиакомпании «Аэрофлот», следовавший из Южно-Сахалинска в Москву, сделал вынужденную посадку в Екатеринбурге из-за пьяных выходок пассажира. Конфликтный мужчина ударил бортпроводника, за что был высажен из самолета. Для сравнения, в США за подобные действия он мог попасть в тюрьму на 20 лет, а французское законодательство предусматривает за это штраф в размере 150 000 евро.
Подобных случаев за последнее десятилетие зарегистрировано около трех тысяч. Восемь раз капитанам лайнеров приходилось принимать решение о вынужденной посадке судна, пяти тысячам пассажиров еще до взлета было отказано в перевозке из-за нарушений ими правил поведения.
Эксперты считают, что такая плачевная статистика – это следствие очень мягкого отечественного законодательства, при котором в 97 % случаев пассажир отделывается только устным предупреждением, а также следствие отсутствия «черных списков». По словам гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева, у зарубежных авиаперевозчиков тоже бывают такие проблемы, но случаются они гораздо реже, поскольку «хулиганство» на борту обходится дорого. К сожалению, в России все еще руководствуются принципом «понять и простить», однако благодушие по отношению к воздушным дебоширам может обернуться серьезными проблемами.
В связи с этим уже давно назрела необходимость изменить законодательство РФ по данной проблеме, ужесточить наказание и увеличить штрафы. По мнению экспертов, на время полета членов экипажа следует приравнять к лицам, находящимся при исполнении служебных обязанностей, и соответственно наказывать тех, кто применяет насилие. Также в российские законы предлагается ввести разрешения на создание официального учета нарушителей, то есть «черных списков».
Подобные инициативы «Аэрофлота», находя одобрение многих депутатов Государственной Думы, тем не менее годами не получают дальнейшего развития. А в результате «Аэрофлот», получивший недавно четыре звезды Skytrax (Международный сертификат отменного качества обслуживания пассажиров), все еще уступает своим западным коллегам из-за невозможности обеспечить должный порядок на борту.
Источник: «Московский Комсомолец»