Муниципальный левиафан, или любые совпадения не случайны

 

Letnews.ru — Сюжет нашумевшей киноленты «Левиафан», вызвавшей всплеск самых противоречивых оценок, удивительным образом совпал с пиком реформ в муниципальной сфере, пишет издание Newsroom.

суд

Всесилие мэра небольшого городка, предсказуемый результат противостояния между ним и обычным человеком, отражают реальное положение дел во многих российских регионах, что вполне обоснованно используется в качестве аргумента сторонниками принципиально нового подхода к организации системы властной вертикали на местах. Но не так-то просто оказалось расстаться со сложившимися стереотипами… .

Реформа МСУ возникла не вдруг и не на пустом месте – ее анонсировал еще в 2013 году Президент в своем ежегодном послании. Основной тезис: создание в регионах авторитетной и сильной, независимой и состоятельной местной власти. Законодательное закрепление поручения Владимира Путина было оформлено уже к лету 2014 года – теперь регионы вправе осуществлять как выборы мэра «напрямую», так и избрание на эту должность представителя местного депутатского корпуса. Допустимо и назначение на данную должность на контрактной основе, из кандидатов, выдвинутых специальной комиссией.

Еще одно новшество – теперь функции местного самоуправления должны быть минимизированы, т.е. отдельные полномочия подлежат перераспределению между муниципалитетом и властями с целью достижения максимальной эффективности работы и, – что принципиально важно, – создается естественная система контроля.

Новая инициатива была встречена неоднозначно, а проще говоря – имели место случаи явного саботажа и почти демонстративного противодействия. В этом смысле показательны примеры Екатеринбурга и Нарьян-Мара. Мэры этих городов обозначили полное непринятие новых веяний, хотя практическая реализация данной установки была различной.

Мэр Екатеринбурга Е. Ройзман, скомпрометировавший себя дружбой с депутатом городского совета О. Киневым, привлеченным в качестве подозреваемого по уголовному делу об убийстве, обеспечил неприкосновенность последнего, наделив его депутатским мандатом. Одновременно с получением обоснованных требований остальных депутатов, предложивших мэру сложить полномочия, он организовал слушания, касающиеся муниципальной реформы, итоги которых были благополучно использованы для еепровала в городе.

В Нарьян-Маре мэр Т. Федорова, гибко используя свое влияние, несмотря на формальное принятие положений нового Закона, фактически парализовала реформы: муниципальная собственность так и не была передана на окружной уровень. Как следствие – обоснованные сомнения в возможности муниципальных властей содержать имущественный комплекс.

Сходство Нарьян-Мара с декорациями упомянутой кинокартины – почти мистическое. Причем это относится не только к натурным съемкам, но и к реальному положению дел: весьма плачевные результаты достигнуты в вопросах уборки мусора, вывоза снега, ремонта дорог и т.п.

Показательны примеры сомнительных сделок, осуществляемых родственниками мэра: в декабре 2014 года была предпринята попытка закупки тысячи самосвалов торфа, инициированная племянником Федоровой, главным инженером муниципального предприятия. Продекларированная как работа по озеленению, данная закупка изначально была обречена на прямые убытки, поскольку суровые условия НАО не предполагают использование или хранение данного удобрения в условиях сурового северного климата. Противодействие местных активистов вызвало активную деятельность властных структур – зафиксированы факты прямых угроз и запугивания.

Стремление любой ценой сохранить за муниципальными структурами максимальный имущественный массив, однако, получило должный отпор со стороны заместителя руководителя кремлевской администрации – Федоровой было жестко указана недопустимость подобных действий.

Есть и положительные примеры внедрения реформ. В Архангельске новая модель получила почти единогласное одобрение депутатов – несмотря на попытки срыва заседания (впоследствии стало известно, что они организованы действующим мэром). Еще 22 субъекта федерации положительно отреагировали на нововведение, отказавшись от прямых выборов.

Очевидно, что определенные трудности – неотъемлемая часть внедрения реформ. На сегодняшний день можно уверенно констатировать, что отдельные «удельные князья» не собираются сдаваться без боя, отрываясь от «кормушки», каковой, по их представлению, является солидная должность мэра. Ситуация на местах порой не внушает оптимизма, требует от центра перманентного контроля – ведь там нередко разыгрываются отнюдь не киношные баталии. И кавалерийским наскоком проблему не решить – отказ от средневековых порядков должен быть неспешным, но необратимым.

 
Рубрика: Интересно
© 2014 letnews.ru — самые свежие новости. Цитирование материалов без активной гиперссылки — запрещено. Сетевое издание LETNEWS, Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 67881, Дата регистрации: 06.12.2016, учредитель - Горелкин Д.О., главный редактор - Горелкин Д.О., d_gorelkin@mail.ru, 8(977)8019600. Для детей старше 16 лет.