Россия. 27 сентября. Letnews.ru – Бюджет Латвии, известной своей активной антироссийской политикой, почти наполовину состоит из доходов от прокачки нефтепродуктов из России и Беларуси, которые изготавливаются из беспошлинной российской нефти. Таким образом в сохранении логистических схем бывшего СССР, в частности по перевалке нефтепродуктов, более всего заинтересованы европейские страны, пугающие мир заявлениями о намерении Владимира Путина вернуть СССР.
Во времена Советского Союза через порты прибалтийских республик сложились экспортные маршруты. Одним из безальтернативных лидеров по перевалке нефтепродуктов являлся латвийский порт Вентспилс, других вариантов в недавнем времени для России не было. Мир с тех пор сильно изменился, но та же Латвия, называющая русских оккупантами, неплохо кормится за счет экономической схемы, созданной еще в СССР. Сегодня, по данным бюджетов Латвии и открытым документам порта Вентспилс, он приносит латвийскому бюджету свыше трети доходов − 250-300 млн долларов.
В этом году российских углеводородов в порту уже отгрузили 17,5 млн тонн. Плюс к этому миллионы тонн нефтепродуктов с белорусских Мозырского и Новополоцкого НПЗ, произведенных из беспошлинной российской нефти. По данным ЦДУ ТЭК РФ, за весь 2013 год в порт было поставлено 22,2 млн тонн, из них 13,6 млн тонн нефтепродуктов российского производства, в том числе 10,6 млн тонн дизеля, 2,1 млн тонн бензина, 0,7 млн тонн нафты и 0,2 млн тонн мазута. В общей сложности 7,4 млн тонн по системе «Транснефти» (из них 2 млн тонн через смешанный вариант поставки) и 6,2 млн тонн по железной дороге. Среди поставщиков дизельного топлива на долю «Роснефти» приходится 2,2 млн тонн, «Башнефти» − 3,6 млн тонн, «Газпромнефти» − 3,15 млн тонн, «Газпром-Салавата» − 0,85 млн тонн, «Лукойла» − 0,7 млн тонн.
Что же мешает компаниям России отказаться от транзита экспортного топлива через Латвию и другие прибалтийские республики? Зачем сейчас поддерживать антироссийский латвийский режим, тем более что появились возможности «освободить» оскорбленных прибалтов от российских денежных потоков и в ближайшей перспективе полностью перекрыть транзит через прибалтийские страны, а использовать на Балтике только свои порты? Этого не могут объяснить ни в Минфине, ни в компании «Транснефть», где невнятно ссылаются на запреты ФАС по ограничению на инвестирование в продуктопроводы.
На Балтике построены современные Приморск и Усть-Луга, на Черном море расширен Новороссийский порт. У страны есть технологии и мощности для создания недостающей инфраструктуры. К примеру, благодаря строительству БТС и БТС-2 удалось отказаться от ряда транзитных стран. Подобный маневр необходимо сделать и для нефтепродуктов.