В 2018 году должны быть приняты Федеральные государственные образовательные стандарты в новой редакции. Своем мнение о проблемах ФГОС высказал профессор РГГУ, директор Государственного литературного музея Дмитрий Петрович Бак.
В новых стандартах бюрократические требования упрощены, но у многих педагогов все равно существует мнение, что отчетность крайне детализирована, уверен Бак.
Что касается образовательного процесса, то в новых ФГОС уделяется слишком большое внимание вариативности в преподавании литературы. На сегодняшний день существует два подхода – традиционный, когда ученикам предлагается определенный список произведений, изучение которых позволяет сохранить национальную идентичность гражданина России. Второй подход — «модернизационный», когда список классиков расширяется за счет новаторов в области литературы. Но так как список изучаемой литературы не может расширяться до бесконечности, кого-то из классиков приходится из программы «изымать». Самое непродуктивное – нагнетать напряжение, наклеивать ярлыки, надевать на оппонентов личины врагов русской литературы, считает директор Государственного литературного музея. Он полагает, что «золотой канон» должен быть достаточно коротким – не 2-3, конечно, как в Великобритании, а в районе 35. Но составить такой список совсем непросто.
Дмитрий Бак уверен, что в этом вопросе нужна вариативность, а официальное узаконивание – путь в никуда. Ведь если пройти с школьниками весь «золотой список», но не привить им любви к литературе – все будет напрасно. А произведения, которые не успели пройти в школе, повзрослевшие молодые люди могут прочесть и после.
Что касается малого количества часов, уделяемых изучению литературы, то это не главная проблема, считает Бак, проблема уровня подготовки учителей-словесников намного актуальнее.
Также директор Государственного литературного музея ратует за возвращения в ЕГЭ сочинения, ведь это — показатель умения четко и доходчиво излагать свои мысли, а такой навык необходим в любой сфере деятельности.
Дмитрий Бак уверен, что в современной школе, даже несмотря на дефицит учебного времени, стоит уделять больше внимания зарубежной литературе, но вместе с тем не забывать учитывать национальные традиции. Эти и многие другие вопросы будет обсуждать в том числе и Общество русской словесности, за создание которого ратуют многие отечественные филологи.
Подытоживая свое мнение, директор Государственного литературного музея выразил надежду, что действующая система законов и регламентов, определяющая параметры российского образования, не будет полностью сломана, революционных преобразований в области образования нужно постараться избежать.
Источник: Православие. ру.