Аналитики Геологической службы США прогнозируют дефицит кобальта, который является важнейшим элементом производстве автомобильных аккумуляторов и батарей для смартфонов.
По данным, опубликованным The Wall Street Journal, спрос на кобальт стремительно растет в последние годы. За 18 лет он увеличился вчетверо, и сейчас составляет около 123 тысяч тонн в год, а к 2025 году может перевалить за 200 тысяч тонн. Соответственно и цена на кобальт выросла на 230%.
Опасения аналитиков относительного возможного дефицита кобальта связаны с тем, что более половины мировой добычи его находится в Конго. Непредсказуемость политики этой африканской страны, в которой отмечается рост националистических настроений, делает уязвимыми мировых производителей аккумуляторов и горнодобывающие компании, работающие в ДРК.
В связи с серьезными опасениями производителей, на рынок добычи кобальта стали заходить другие игроки. Например, Австралия, где планируется построить никель-кобальт-скандиевую шахту примерно в 350 километрах от Сиднея, или США со строительство шахты в штате Айдахо.
Определенные надежды возлагаются на проект гигантского никелевого завода в Индонезии, который строят две крупнейшие китайские компании по производству стали Tsingshan и аккумуляторных батарей CATL. Но все это пока только проекты, и новых крупных кобальтовых шахт на подходе нет.
В России крупнейшим производителем кобальта является ГМК «Норильский никель», но его доля в общемировом производстве невелика, потому что добыча кобальта на ней – это скорее производное от добычи никеля.
Еще одной страной, способной заявит о себе, как о поставщике кобальта, может стать Казахстан. Известный казахстанский бизнесмен Кенес Ракишев нацелился на добычу кобальта и никеля, залежами которых богат восток Казахстана. Он намерен использовать для добычи руды недорогую технологию выщелачивания, что позволит Кенесу Ракишеву сделать добычу кобальта самой дешевой в мире. По словам бизнесмена, снижение стоимости производства кобальта сделает рынок более стабильным.
Кенес Ракишев также является крупнейшим акционером золотодобывающей компании Petropavlovsk с долей 22,4%, акции которой участвуют в торгах Лондонской биржи.